Добро пожаловать Гость

Ты фотограф? Зарабатывай продавая свои фото! Начни прямо сейчас, это легко!
Главная » Статьи » Основы фотографии

Светофильтры для фотоаппаратов

  Большинство фотолюбителей и даже многие профессиональные фотографы редко используют светофильтры для своих фотоаппаратов. А даже если и используют, то это чаще сводится к банальному применению их для защиты объектива. И это не удивительно, так как правильно пользоваться фильтрами надо уметь, понимать принцип их действия, что в принципе довольно не легко.

  Еще более усложняет их применение то, что имеющийся на сегодня в продаже спектр светофильтров необычайно широк, от самых простых до специализированных редко используемых моделей.
Чтобы более понять роль светофильтров в фотосъемке рассмотрим, как воспринимает

наш глаз сам свет и распознает цвета. Как известно, диапазон видимого человеком излучения, находится от 400 нм до 700 нм, при этом излучение коротких волн воспринимается в сине-фиолетовых оттенках, а длинные волны, как оранжево-красные. Все другие цвета и их оттенки заключены в описанном диапазоне.

  Так, например, небо мы видим голубого цвета, из-за преобладания в нем коротких волн, а в лампочке накаливания большую часть занимают длинные волны, поэтому свет от нее воспринимается нами в желто-красных оттенках. В тоже время лампами дневного света излучаются волны разных длин и в одинаковых пропорциях, из-за чего он воспринимается человеческим глазом, как белый. Существует также монохроматический свет, в котором присутствует только излучение с одинаковой длиной волны, однако в реальности такой свет имеет сугубо искусственное происхождение. В природе же присутствует свет, сочетающий в себе излучения различной длины и интенсивности.

  Все предметы, кроме прозрачных, имеют свойство, в той или иной мере, отражать, падающий на него свет, в зависимости от длины его волны, из-за чего они воспринимаются нами, как предметы того или иного цвета. В тоже время огромное влияние на восприятие цвета играет не только наше зрение, но и то, как, полученную через него визуальную информацию, обрабатывает человеческий мозг. Так, на эту информацию влияют данные других органов чувств, а также накладываются наши стереотипы восприятия привычных для нас предметов, ведь для нас естественно видеть траву зеленой, песок – желтым, а спокойное море – синим. И при этом, мы нормально воспринимаем довольно серьезные отклонения цвета привычных объектов в довольно широком диапазоне.

  Поэтому только специалисты, работающие в сфере полиграфии, могут увидеть несоответствие цветов на экране недорогого ЖК монитора, поэтому для работы они используют специальные профессиональные модели данного типа мониторов, которые стоят значительно дороже или продолжают использовать мониторы на ЭЛТ, где цветопередача изначально более естественная, вследствие другого принципа построения изображения. Также человеческий глаз отлично воспринимает широкий диапазон яркостей видимого им объекта, как в затененных, так и в его ярко освещенных частях, и в тоже время разные цвета нам кажутся либо более яркими, или более темными.

  Пленка фотоаппарата или ПЗС матрица его цифрового собрата передает, снимаемое изображение так как оно есть, так как не имеет всех вышеперечисленных нюансов в восприятии видимой картинки, то есть она дает изображение, которое является более точным, и можно сказать, документальным, по сравнению с нашим зрением.
Но именно, благодаря светофильтрам, можно обеспечить не просто наиболее естественное изображение с технической точки зрения, но позволить добавить недостающего ему. психологического восприятия всех цветов и оттенков, снимаемого объекта. А так же позволяет больше расширить рамки искусства фотографии за счет того, что фотограф, с помощью умелого использования фильтров, может передать снятым кадром своему зрителю именно те чувства, которые он изначально в него закладывал. А учитывая, что выбор светофильтров очень разнообразен, то фотограф практически не ограничен в своих творческих изысканиях.

Светофильтрами являются устройства, которые изменяют состав проходящего через них света, а также, хотя это и не совсем правильно, данное название часто носят различные насадки на объектив, как-то те же защитные насадки или насадки, позволяющие получать различные спецэффекты. Большинство светофильтров имеют широкий спектр применения, и только их небольшая часть является узкоспециализированной.

При изготовлении светофильтров к ним предъявляются такие же жесткие требования по качеству, как и к самим фотографическим объективам, так как при съемке они составляют одну целую оптическую систему. Поэтому при изготовлении светофильтров применяют те же материалы, что и при производстве объективов – качественное оптическое стекло, или оптическая пластмасса, а требуемые им свойства, придаются специальной окраской, нанесением дифракционных покрытий, а также при помощи придания их поверхности специальной формы.

Рассмотрим основные типы светофильтров для фотоаппаратов.

Защитные светофильтры бывают нейтральные и нейтрально-серые. Просто защитные фильтры имеют маркировку на оправе «PROTECT» или «NEUTRAL/CLEAR» и представляют собой полностью прозрачные фильтры, которые пригодятся любому владельцу фотоаппарата. Он защитит линзу объектива от царапин и других механических повреждений, различной грязи и пыли, а также от воды.

Такой фильтр следует покупать сразу при покупке фотоаппарата, так как стоимость фильтра и его объектива несоизмеримы, и лучше время от времени покупать новый защитный фильтр, чем ремонтировать камеру или покупать новый объектив

Защитный светофильтр для объективов KENKO MC PROTECTOR 82 mm Pro DG.

KENKO MC PROTECTOR 82 mm Pro DG

Нейтрально-серые светофильтры применяются при избыточном освещении. Они контролируя количество света, абсолютно не меняют цветовую тональность. Чаще всего применяют при большом количестве снега и льда, или же , в яркую солнечную погоду на берегу моря. Данные фильтры удлиняют выдержку и позволяют больше открыть диафрагму объектива.

Нейтрально-серые светофильтры серии PRO ND – это высокое качество, как для профессиональной, так и для любительской фотосъемки. При их изготовлении применяется технология металлизации, гарантирующая отличный цветовой баланс. Фильтр SUNPAK ND-4уменьшает количество света на 2 ступени, что соответствует 75 процентам.

SUNPAK ND-4

Ультрафиолетовые светофильтры носят маркировку UV и являются наиболее распространенными, так как они, кроме функции защиты объектива, не пропускают через него, невидимое человеком ультрафиолетовое излучение. Ультрафиолетовые волны имеют длину от менее 290 нм до чуть более 410 нм. Но его коротковолновые волны, так называемое «жесткое излучение», задерживается озоновым слоем, более мягкое – атмосферой земли. В основном, выпускаемые фильтры рассчитаны на диапазон от 35 до 41 нм. Ультрафиолетовое излучение, которое особенно сильно проявляет себя высоко над уровнем моря, например, в горах, а также при съемках на дальних расстояниях, например, на том же пляж, и может значительно ухудшить качество изображения.

Хорошим образцом ультрафиолетового светофильтра является фильтр Kenko (HOYA) MC-UV для объективов Canon, Nikon, Pentax. Он представляет собой защитный светофильтр с многослойным просветлением и коэффициентом пропускания света 98 процентов.

Kenko (HOYA) MC-UV

Skylight (скайлайт) фильтры применяются для корректировки света, идущего от неба, поэтому и дословно sky light переводится, как «свет неба». Из-за яркого света неба предметы на снимке получают избыточный синеватый оттенок, а данные фильтры делают цветопередачу более «теплой» и убирают излишнюю синеву, снимаемых объектов, ничуть не влияя на контрастность. Также они применяются для защиты от ультрафиолетового излучения, так как они поглощают основную его часть.

Светофильтр Pentax SMC 82 мм SKYLIGHTимеет легкий «утепляющий» эффект, так как сделан из светло-розового стекла. Особенно, оправданно его применение при съемках, где преобладает голубой или зеленый фон. Но им не рекомендуется фотографировать места, в которых присутствует много снега, так как снег получится слегка розоватого оттенка.

Pentax SMC 82 мм SKYLIGHT

Ультрафиолетовые и Skylight светофильтры можно носить постоянно на объективе, также в качестве защитного фильтра.

Поляризационные светофильтры по своей популярности применения идут сразу после ультрафиолетовых и защитных. Данный тип фильтров дает возможность устранить блики, когда производится съемка объектов, хорошо отражающих свет, таких, как например, вода или стекло. Также они не меняя цветового баланса, делают на кадре менее ярким голубое небо. Конструкция поляризационного фильтра состоит из двух линз, одна из которых свободно вращается относительно другой, что позволяет подобрать наиболее оптимальный для съемки контраст, уровень отблеска от объекта, а также цветовую насыщенность.

Для большего удобства их использования, на оправу данных фильтров порой наносят шкалу или специальные метки, которые помогают ориентироваться при подборе необходимого угла.
Чаще на оправе фильтра указана кратность, которая представляет собой коэффициент увеличения экспозиции, что позволяет внести необходимую поправку. Но это практически не важно для фотоаппаратов с замером через объектив или, как их называют с TTL замером, что и расшифровывается, как «Throw The Lens» и дословно означает «через объектив». Ведь в них идет замер уже с учетом установленного фильтра.

При использовании сразу двух и более светофильтров их кратность соответственно перемножается. То есть при установке двух фильтров кратностью 2, экспозицию необходимо увеличить в 4 раза.

Поляризационный фильтр Marumi Circular PL WPC 62mm
Особенностью данного фильтра является специальное влагозащитное просветленное покрытие -Water Proof Coat, которое имеет большую стойкость к внешним воздействиям по сравнению со стандартными покрытиями.

Marumi Circular PL WPC 62mm

Коррекционные или конверсионные светофильтры используются в классической цветной фотографии, для подгонки цветовой температуры света, при которой проводится съемка, к оптимальным значениям, для применяемой фотопленки. Для этого применяют цветокоррекционные фильтры двух типов «янтарные» (более «теплые») – повышают температуру света и «голубые» (более «холодные») – ее понижают. Для большинства случае этих двух типов фильтров вполне достаточно, но для профессиональной съёмки в студии их требуется больше, максимум – девять фильтров разного типа.

Особенно трудно установить правильный баланс белого при люминесцентном свете. Он может придавать изображению зеленовато-жёлтые тона, которые с трудом удаляются даже при постобработке на компьютере. В таком случае помогут фильтры Marumi F-DL и F-WL, позволяющие без особых проблем иметь качественный цвет. Но цифровые камеры, в отличие от зеркальных, не требуют использования фильтров данного типа для настройки баланса белого цвета, в них самих встроена данная возможность.

Marumi F-DL

Смягчающие или, как их еще называют Soft-фильтры, позволяют обеспечить смягчение объекта съемки на фотографии. При этом четкость снимка практически не меняется, но различные мелкие детали стают не так заметны.

Это очень удобно при съемке портретов, так как такие нежелательные элементы как морщины, дефекты кожи становятся малозаметными. Soft-фильтры бывают различного назначения, так при помощи Warm Soft фильтра можно получить теплые тона и смягчить контрастность, а Silky soft – понижает резкость изображения и придает эффект снимку, как будто он сделан через тонкий шелк. Фильтр Marumi Silky Soft Bбывает двух вариантов плотности, по мере ее увеличения: A и B . Область применения – съемка портретов, цветов, а также постановочных кадров.

Marumi Silky Soft B

Spot фильтр имеет по центру отверстие, что делает центр кадра более резким, а все остальное по сторонам выглядит размытым. Foggilizer, как понятно из его названия (fog переводится с английского как туман), делает изображение рассеянным, а фильтр Duto придает снятому кадру эффект «мягкости». Diffusion, что на английском означает рассеивание – делает изображение слегка размытым. Также существуют различные комбинации данных фильтров, особенно на основе Spot фильтра.

Светофильтры для получения специальных эффектов – их в фотографии используется достаточно много, именно столько – сколько в фотографии имеется спецэффектов, которые можно осуществить непосредственно в момент съемки на фотопленку. Далее перечисленные несколько фильтров дают возможность получить представление о том, какие оригинальные эффекты можно получить с их помощью.

Star (лучевой фильтр) – позволяет создавать интересные композиции в кадрах с точечными источниками света, лучи которых с его помощью образуют «звездочки». Выразительные эффекты получаются вращением фильтра. Размер и яркость лучей звезды зависят от источника света – его размера, формы и яркости. На линзу этого светофильтра с помощью лазерной технологии нанесены тончайшие линии, от числа направлений которых зависит число лучей звезды. Линии в одном направлении создают двулучевую звезду, есть фильтры, создающие 4, 6, 8, 12-лучевые звезды и больше.
Hoya Star Filter 6x 58mm – шести лучевой «звездный фильтр»

Hoya Star Filter 6x 58mm

Dr-oreol или дифракционный ореол – дает изображение радужного кружка вокруг любого яркого источника света на темном фоне.

Светофильтры для черно-белой съемки


Такие фильтры пригодятся мастерам, работающих в стиле черно-белой фотографии, тем, что для фотопленок наиболее яркими являются сине-голубые тона, когда для человека – желтые. Это несоответствие и корректирует данный тип фильтров. Для этого днем снимают желто–зеленые фильтры, а при съемке когда, присутствуют лампы накаливания с красно-желтыми лучам, работают с зеленым фильтром, он компенсирует недостаток сине-голубых лучей. Для увеличения контраста существуют оранжевый, желтый и красный фильтры.
Так светофильтр Kenko YA3увеличивает контраст изображения, что бывает полезно при пейзажной съемке, для того, чтобы обозначить более четкую границу между землей и небом. Его можно также использовать при съемке на цветную пленку, чтобы придать снимку желтоватый оттенок.

Kenko YA3

Инфракрасные фильтры относят к техническим, они пропускают только лучи диапазона длиннее 750нм, которые являются тепловыми лучами. Обычно они выпускаются в ограниченных количествах по персональным заказам лабораторий разл

B&W 093

ичных исследовательских институтов и организаций для фиксации теплового излучения. Но также они применяются, хотя и очень редко, в художественной фотосъемке, где позволяют получить эффект, при котором теплые объекты выходят на снимке более светлыми, чем холодные. Интересно, что сам цвет этих фильтров часто может быть и не красным.
72 мм светофильтр B&W 093

Источник:
Категория: Основы фотографии | Автор: admin (06.02.2012)
BB-cсылка на статью
Прямая ссылка на статью .
Просмотров: 1679
Теги: Поляризационные светофильтры, Защитные светофильтры, Нейтрально-серые светофильтры, Коррекционные или конверсионные све, Светофильтры для пол
Рейтинг материала: 5.0/ 1
Понравился материал?) Поделитесь им с другими!

Возможно вам будут интересны следующие материалы:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]