Главная » Статьи » Основы фотографии |
Композиция и зрительная гармония в фотографии
Вы наверняка
не раз обращали внимание на изображения, причем не обязательно
фотографические, которые приятны взгляду безотносительно к содержанию.
Их как правило можно перевернуть, отразить в зеркале, а иногда даже и
обесцветить, не нарушив при этом зрительной привлекательности. Чем же
объясняется такая «устойчивость» эмоционального восприятия? О
фотографиях, имеющих подобные свойства, говорят, что в них присутствует
визуальная гармония, и причина ее – в особом расположении элементов по
полю изображения, или гармоничной композиции. Слово композиция
происходит от латинского сompositio – «составление». Правила
художественной композиции были разработаны еще в античности и с тех пор
практически не изменились. Они настолько универсальны, что зритель
любого возраста, пола, расы и вероисповедания в состоянии отличить
сильную композицию от слабой. Гармоничная композиции может иметь
различные пространственные основы: пропорцию, симметрию, ритм, контраст,
перспективу…
Они фактически ввели понятие
пропорции как основы гармоничности. На основе пропорций человеческого
тела последователи Пифагора утвердили математический канон красоты, по
которому скульптор Поликлет создал статую «Канон». Существуют разные
виды пропорций, но для нас наиболее важен частный случай геометрической
пропорции, получивший название «золотое сечение»: a:b=b:(a+b). Отрезок a относится к большему отрезку b так же, как b относится к отрезку суммарной длины a+b. Отношение золотого сечения выражается числом 0,618.
Если отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на
два отрезка по золотому сечению, то больший отрезок будет равен 0,618, а
меньший – 0,382. Если расположить структурные элементы
изображения в получившихся треугольниках, а диагонали – вдоль
разделяющих отрезков, то результат будет радовать глаз, чем бы эти
треугольники ни были наполнены (рис. 2). Диагонально-треугольная
композиция часто встречается в пейзажной фотографии (фото 1). Оно
является полезным в практике приближением, потому что строится гораздо
проще золотого сечения и в большинстве случаев работает не менее
эффективно. Согласно правилу третей, гармоничная композиция создается помещением структурных элементов в точки пересечения линий, разделяющих поле изображения на девять почти равных прямоугольников. КОМПОЗИЦИЯ И ПЕРСПЕКТИВА Что такое точка
схождения, легко понять, представив себе ряд находящихся на равных
расстояниях друг от друга одинаковых объектов, расположенных вдоль
оптической оси. Наглядным примером будет ряд столбов, стоящих вдоль
дороги, уходящей вдаль. Первый столб, находящийся рядом с вами, будет
большим, второй – поменьше, третий – еще меньше, и так далее. Если через
основания и верхушки столбов провести две воображаемые прямые, то они
пересекутся как раз в той самой точке схождения. Находящийся в ней столб не имеет видимых линейных размеров, иными словами, он для зрителя превращается в точку (фото 2). Широкоугольные объективы приближают точку схождения, то есть объекты, расположенные рядом с фотоаппаратом, будут казаться преувеличенно большими, а те, что вдали, – слишком маленькими.
Это делает изображение динамичным вне зависимости от сюжета (фото 3). Объясняется это явление тем, что
часть визуальной информации мозг блокирует, помогая своему владельцу
сконцентрироваться на интересующем его объекте. Кстати сказать, то же
самое происходит с фоновым шумом любого происхождения. Если бы не это,
мы бы наверняка уплыли в страну безумия, влекомые ошеломляющим потоком
зрительных образов, звуков, запахов, вкусовых оттенков и тактильных
ощущений. Но, к сожалению, то, что помогает в жизни нормальному
человеку, играет злую шутку с теми, кто смотрит на мир через
видоискатель фотоаппарата. Художник-живописец, например, рисует то, что
видит, то есть замечает. Следовательно, фоновая информация, заботливо
заблокированная его мозгом, остается ненарисованной, а главный объект
занимает господствующее положение на холсте. У фотографов же все
по-другому. Когда они чего-то не замечают, объектив об этом не
догадывается и предательски фиксирует все, что попало в поле его зрения.
Это влечет за собой две неприятности: во-первых, в кадре оказывается
масса никому не нужной ерунды, в которой объект съемки теряется, как
ребенок в универмаге, а во-вторых, центр интереса оказывается точно в
середине изображения, что в большинстве случаев создает статичную и в то
же время напряженную композицию, неприятную глазу. Обычно одноплановая композиция свидетельствует о неопытности
фотографа. Даже если портрет композиционно прост, в нем есть как минимум
два плана: лицо и фон, освещенный таким образом, чтобы придать
изображению глубину (фото 4). новичок фотографирует сюжет «ехал Ваня на коне», фотограф поопытнее усложняет композицию вторым планом и снимает карточку «ехал Ваня на коне, вел собачку на ремне», а совсем уж опытный и хитрый фотограф добавляет третий план, в котором «старушка в это время мыла фикус на окне». Таким образом, прожженный фотожурналист не только
создает сложное изображение, в котором основной объект каждого плана
находится в композиционно важной точке, но и делает сюжет более
занимательным, вводя в него конфликт (Ваня и собачка заняты одним, а
старушка – совершенно другим). Рассмотрите фото 5. Многоплановая
композиция с правильным расположением элементов подходит для этого как
нельзя лучше. Если объекты в кадре нанизаны, словно шашлык на палочку,
то взгляд проносится по ним со скоростью и неостановимостью бронепоезда.
В результате через несколько минут зритель уже не помнит, что было на
фотографии. Расположение объектов вдоль ломаной линии или – еще лучше –
спирали заставляет зрителя кружить взглядом по фотографии гораздо
дольше. Секрет таких работ в том, что
эмоциональное воздействие оказывает не только информация, содержащаяся в
изображении, но и взаимодействие визуальных элементов, обусловленное их
взаимным расположением в кадре. При этом общий психологический эффект
будет определяться совокупным воздействием всех элементов. Хотелось бы подчеркнуть, что на первом этапе
обучения фотографии лучше не пользоваться оптикой с переменным фокусным
расстоянием, а снимать штатным объективом. Напомню, что штатный объектив
– это тот, фокусное расстояние которого примерно равно диагонали кадра. Таким образом, в 35-миллиметровом мире это будет примерно 50 мм (для
особо въедливых – 43 мм), в среднем формате 6х6 см штатным будет
объектив с фокусным расстоянием 80 мм, а для цифровой камеры с сенсором
формата APS это 35 мм. Фотография, сделанная штатным объективом, имеет
важную особенность: перспектива на ней очень близка к тому, как видит
человеческий глаз. Однако, наклоняя горизонт, зрителю нужно дать понять, что сделано это специально. На фото 10 это достигнуто идеально вертикальным расположением статуи и деревьев в третьем и четвертом планах. КОМПОЗИЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ Сделать это можно несколькими способами.
Самым простым и часто используемым является включение в кадр
диагоналей, ведущих к центру интереса или как бы проходящих сквозь него.
Помимо этого, объект можно выделить цветом или тоном, а также заключить
его в рамку, присутствующую в кадре на правах самостоятельного
структурного элемента. Фотография на фото 11 являет собой пример
одновременного применения всех упомянутых способов. Использование сразу
нескольких композиционных приемов в этой фотографии не случайно. Явление
синергизма, с которым вы еще не раз столкнетесь в этом курсе, проявляет
себя в том, что кумулятивный эффект сильнее, чем простая сумма
составляющих. Важно здесь еще то, что эффект, достигнутый применением чисто композиционных приемов, усиливается выражением лица модели, то есть элементом смысловым. Частным случаем ритмической структуры (то есть последовательности повторяющихся элементов) можно считать и включение в кадр двух или трех конгруэнтных фигур.
Даже те, кто не знает, кто такой Посейдон, прекрасно разбираются в
количестве зубцов на символе владения подводным царством, а не читавшие
Ремарка кучкуются по трое в подворотнях с целью совершенно определенной.
Причиной психологической важности числа 3 является то, что оно резко
снижает возможность случайности происходящего. Например, случайное
столкновение двух знакомых на улице – явление достаточно частое, но
непреднамеренная встреча трех как правило вызывает очень сильное
удивление, а иногда и подозрение, в зависимости от результатов и
последствий этого примечательного события. Та же простая логика
применима и при построении фотографического изображения. Если в нем
присутствуют всего два похожих предмета, зритель может и не подумать,
что так было задумано, но когда повторений три, ему понадобятся
дополнительные усилия, чтобы не заметить преднамеренности. Более
подробно о неявных элементах изображения мы поговорим позже, в курсе
«Фотография как средство художественного повествования». Как правило фотография, сделанная по команде этого голоса, интереснее, глубже и непринужденнее той, что выверена микрометром и транспортиром. Поэтому во время съемки лучше руководствоваться чувствами, а анализировать результаты (если захочется, конечно) уже потом, изучая отпечаток или глядя на компьютерный экран. Источник: http://rosphoto.com | |
BB-cсылка на статью | |
Прямая ссылка на статью |
Теги: Золотое сечение в фотографии, композиция в фотографии, статьи о фото, о фотографии, правило третей
Рейтинг материала: 5.0/ 2
Возможно вам будут интересны следующие материалы:
Всего комментариев: 0 | |