1) 95 процентов читателей статей ограничиваются просмотром картинок и подписей к ним. Поэтому картинки должны быть привлекательными, а подписи вызывать желание прочитать текст. 2) Самое лучшее, на что можно надеяться – что читатель запомнит одну единственную мысль из всей статьи и она станет частью читателя. Эта мысль вовсе необязательно должна относиться к теме статьи. 3) Статья не должна быть логически безупречной. Такие статьи замыкаются сами на себе, не давая читателю самому сформулировать свои мысли через несогласие с автором статьи. Лёгкая провокация идет только на пользу любой статье. 4) Читая статью, читатель не думает. Чтение и размышления – занятия несовместимые, как еда и разговор. Чтение – это отдых ума для большинства из нас. 5) Читатель соглашается не со статьёй, а с собственными мыслями, если видит их в статье в более упорядоченном виде. Учитель приходит, когда ученик готов (буддистская пословица). 6) Статья – это не письмо. Статья – это записанный разговор с собеседником. Поэтому такие формальные выражения, как «на данном фото показано» неприменимы, вместо них лучше использовать «давайте посмотрим с вами на это фото». В статье должно быть много обращений к читателю, любому нравится, когда обращаются именно к нему. Статья – это разговор с конкретным человеком, а не с абстрактным читателем. Когда я пишу статьи, я часто представляю себя сидящим на скамеечке в парке и разговаривающим с каким-нибудь начинающим фотографом-девушкой, причём, конкретным, а не выдуманным. Поэтому стрелку на фотографии лучше нарисовать от руки, а не компьютерными инструментами. 7) Статья не должна подразумевать какую-то предварительную подготовку слушателя. 8) Читатель не читает статью, а просматривает образы, возникающие у него в голове. Поэтому, очень важно создать эти образы. Для этого используются такие слова, как «представьте себе то-то и то-то..», «помню, как..», «например..» и другие. Статья, не имеющая образов, нечитабельна. Иллюстрации – это тоже образы. 9) Стиль статьи может быть любым, но следует избегать смешения жанров, то есть «геометрии лома в хрустальных пространствах.» 10) Два и более определения к одному слову – моветон. 11) Нельзя использовать стандартные словосочетания и расхожие выражения – они пролетают мимо ушей. Их всех необходимо отловить и перевести на свой язык. 12) На волне чувства можно передать любые мысли. 13) Читатель верит не словам, а автору. Или не верит. Поэтому вначале необходимо завоевать доверие читателя. 14) Отношение читателя к одному и тому же слову, сказанному в беседе, написанному на форуме и опубликованному в журнале различно, несмотря на одинаковый смысл. 15) Название решает, откроет ли читатель статью вообще. Первое предложение решает, будет ли читатель её читать. А последнее формирует у него отношение к прочитанному. 16) В одном предложении не должно быть двух созвучных слов. 17) Любая статья имеет ритмику, точно также, как любая музыка. Встречаются и Шнитке от пера. 18) Неплохо английское построение фразы: подлежащее, сказуемое, затем всё остальное. Причастия одушевляют любого сухофрукта. 19) Слова «хороший» и «плохой» лучше заменить другими, уточняющими. 20) Статья состоит из костей, мяса, жирка, воды и специй. Самое страшное – это переборщить со специями. 21) Юмор чаще всего надуман, а ирония естественна. Ирония – это лучшее отношение к жизни. 22) Любая описанная правда лучше выдумки. 23) Сложно донести свои мысли до читателя, а ещё сложнее сделать так, чтобы у читателя сложились свои собственные мысли на ту же тему. 24) Чтобы что-то опровергнуть и добиться истины, надо отстаивать противоположную точку зрения чуть более необходимого. Как выпрямление изогнутого железного стержня - вначале его надо изогнуть в противоположную сторону. 25) Не ищите противоречий в своей статье - они там есть, насколько есть в реальной жизни. 26) Самокритика автора всегда идёт статье на пользу. Но, главное не превратить всё в самобичевание. 27) Хорошая статья пишется быстро. 28) Перечисления желательно ограничивать тремя объектами, не более и не менее. 29) Идеальная статья: читатель захлопывает журнал за один абзац до окончания статьи и вприпрыжку бежит фотографировать (вариант: покупать фильтр). 30) И последнее. Как бы хорошо вы не изложили свои мысли, их всё равно истолкуют совершенно превратно и впоследствии переврут, цитируя; а вас самого обольют помоями с ног до головы. Это означает, что статья удалась.
© 2005 Дмитрий Катков
|