Главная » Статьи » Жанры фотографии » Пейзаж |
Фотографируем пейзаж. Как правильно фотографировать пейзаж
Многие фотолюбители считают пейзаж самым простым
жанром фотографии. В чем-то они правы. Во-первых — этот жанр самый доступный.
В отличие от постановочной студийной съемки, при которой нужно, как минимум, платить за аренду фотостудии, природа от вас никуда не денется. Если снимок не удался, то можно еще раз съездить в это же место, но, например, в другое время суток или в другую погоду. Во-вторых — пейзаж не очень требователен к тому, каким фотоаппаратом пользуешься. То есть можно снять шедевр на Canon A60. В то время как, скажем, снимать портреты или репортажи этим аппаратом — неблагодарное занятие. Но с другой стороны — взгляните в раздел "пейзаж" того же Фотосайта. Какие-то работы вас оставляют совершенно равнодушными (слишком банальный сюжет, технически безграмотное исполнение, композиционные ошибки), причем как ни печально, таких фоток там большинство. Но есть такие работы, которые вызывают восторг, на них хочется
смотреть, их хочется сохранить на жесткий диск своего компьютера, их хочется
распечатать крупным форматом и повесить в рамке на стену. Таких работ, опять же к сожалению, очень немного, но они есть! Вывод — если процент этих удачных работ столь невелик, то значит пейзаж не такой уж и простой жанр! В этой статье я постараюсь изложить свое мнение о том, что делает фотографию удачной. Ваше право согласиться со мной или нет, но думаю, что эта информация будет кому-то полезна (особенно фотографам-новичкам). Чем снимать?Прежде всего, хочу сказать — снимает не фотоаппарат,
снимает фотограф. Сильно заблуждается тот, кто считает, что купив
профессиональную технику, он будет "штамповать" шедевры один за другим. Например, я начинал с фотоаппарата Olympus C860L.
Это была 1.3-мегапиксельная мыльница, качество картинки у которой было
не
не лучше, чем у фотокамер современных мобильных телефонов. Но тем не
менее, несмотря на скудные технические возможности камеры, иногда
получались очень неплохие снимки. Разумеется, самый дешевый аппарат лучше не покупать. Если вы решили покупать цифровик, то рекомендуемый минимум цены — 400 долларов.
У зеркалки больший потенциал для дальнейшего роста. Если вы однозначно решили покупать зеркалку, то не
стоит переплачивать за body и брать
полупрофессиональный аппарат вместо любительского. За одни и те же деньги можно
купить китовый Canon 50D или Canon
EOS 1000D с неплохим объективом, а то и не с одним. Второй вариант будет давать
ощутимо лучший конечный результат, чем первый. А скорость серийной съемки, время включения, возможности тонкой настройки ББ, возможности по работе со вспышками для съемки природы совершенно не критичны. Итак, с техникой будем считать, что разобрались. Теперь нужно разобраться с тем, что нам нужно знать и уметь, чтобы правильно использовать нашу фототехнику. Композиция снимкаЕсли говорить коротко, то композиция определяет расположение объектов в кадре и распределение планов. Композиция позволяет акцентировать внимание на том или ином объекте, передавать внутреннюю динамику фотоработы. Основное композиционное правило в фотографии вообще — это так называемое "правило золотого сечения". Поле кадра делится на 9 областей следующим образом. Горизонтальные линии определяют "каноническое" расположение линии горизонта. Оно может быть "верхнее" и "нижнее". На пересечениях горизонтальных линий с вертикальными принято располагать ключевые объекты кадра. Еще один важный момент — это наличие хоть какого-то разделения планов. Наличие объектов одновременно на переднем и заднем плане дает картинке зрительный объем. Если присутствует только задний план, картинка выглядит плоской.
Пример 1.
Это композиция с "верхним" горизонтом. Она применяется в том случае, когда нужно подчеркнуть какой-либо некрупный объект на переднем плане. В данном случае — это камень, лежащий в воде. Он расположен как раз в "золотом сечении" (плюс-минус полсантиметра). А что будет, если в данном случае использовать "нижний" горизонт? Давайте мысленно опустим точку съемки на уровень высоты камня. Получится, что камень будет на фоне темного дальнего берега, то есть, он "потеряется". Потеряется и сбалансированность снимка — его низ будет перегружен деталями по сравнению с верхом. То есть, на снимке с "верхним" горизонтом ключевым является передний план. Пример 2
А это композиция с "нижним" горизонтом. Ее следует применять в том случае, если нужно подчеркнуть дальний или средний план. В данном случае ближний план есть (луг на берегу озера), но практически никакой смысловой нагрузки он не несет. Но давайте мысленно уберем передний план — что мы получим? Да ничего хорошего! Снимок становится плоским — он теряет глубину и объем. Поэтому даже при "низком" горизонте, наличие переднего плана очень желательно. Однако бывают ситуации, когда приходится отходить от правила золотого сечения. Редко, но бывают. Пример 3.
Это
снимок с "серединным" горизонтом. Такую композицию следует применять в том
случае, когда мы имеем дело с отражениями объектов в воде. В данном случае верхняя и нижняя часть снимка друг друга прекрасно дополняют. Но нужно серьезно задуматься, прежде чем применять "серединный" горизонт и по возможности его избегать (за исключением тех случаев, когда он является единственным вариантом реализации идеи снимка). Очень часто неумелое использование этого композиционного приема приводит к тому, что горизонт "режет глаза". Обратите внимание на картинку справа. Это
типичная композиционная ошибка, постарайтесь ее не повторять. Сюжет полностью
лишен динамики — зритель водит глазами по линии берега (как будто она его
притягивает магнитом) от одного края снимка, к другому и не в силах понять
идею автора. Даже непонятно, какой объект в кадре главный. Берег на эту роль не
подходит, так как он слишком однородный и монотонный, деталей на нем практически
не видно. Единственное, что можно расценить как главный объект — это просветы в между облаками в правой части снимка. Но тогда роль берега вообще не ясна, он мешает, но никуда от него не денешься... Что ни говори — композиция снимка просто никакая! Кстати, это одна из первых моих фотографий :)
Пример 4
Линия горизонта отсутствует! Если быть точным, этот снимок нельзя назвать пейзажным в полной мере. Это что-то вроде минимализма. Красота — в простоте. Но эта "простота" должна быть тщательно выверена, чтобы не было ничего лишнего, кроме того, что вызывает у зрителя какую-то эмоцию. Название работы "Возвращайся...". Эта работа выигрывает за счет сюжета и
внутренней динамики. Немалую роль в этом играет диагональная композиция, подчеркивающая движение. То есть, рыбак на лодке уплывает вдаль (в левый верхний угол), а травинка из правого нижнего тянется за ним, словно говорит "куда же ты???". Кстати, этот снимок был довольно высоко оценен профессиональными фотографами. Отсутствие горизонта можно очень эффектно
использовать в "минималистических" снимках. Обязательное условие — наличие
внутренней динамики (то есть снимок должен направлять внимание зрителя в
задуманном автором направлении) и сведение объектов к минимуму (объект может
быть даже всего один, но расположить его нужно так, чтобы он был не по центру,
но снимок не потерял бы уравновешенности). Тональное решениеВторой очень важной особенностью фотографии является ее тональное (цветовое) решение. Поскольку цвет действует на психику, тональное решение является одной из главных составляющих настроения снимка. Тональное решение может быть нескольких типов. 1. Снимок в светлых тонах
Способствует передаче легкости, спокойствия, умиротворения. Использованы неброские, но приятные тона. Важно, чтобы сюжет был подходящим для такого тонального решения. В данном случае это тихий весенний день. Очень важным техническим моментом является то, чтобы при съемке (или обработке) не "провалить" в белизну светлые области (не допустить потерю информации о плутонах). 2. Снимок в темных тонах Это главным образом ночные снимки. Справедливости ради стоит отметить, что природу ночью снимать — пустая затея. Передний план у нас будет совершенно черный, а на заднем плане будет достаточно темное небо. На ночные съемки нужно идти в город с его фонарями и светящимися окнами. Очень удачно ночные снимки смотрятся в холодных синих тонах (что достигается при обработке). В данном случае сыграно на контрасте тревожного настроения связанного с общей холодной тональностью и теплого света в окнах, вносящего несущего умиротворение. Вообще, желтый на синем почти всегда смотрится хорошо (но не наоборот!). 3. Высокий контраст Это тот случай, когда на снимке одновременно присутствуют и темные и светлые тона, причем начиная от абсолютно черного, заканчивая абсолютно белым. Такое агрессивное тональное решение действует на психику возбуждающе. Основная проблема при реализации этого тонального решения — передача полутонов. Динамического диапазона камеры часто не хватает для правильной передачи и светов и теней (приведенный пример — не исключение), поэтому значительную часть поля снимка могут занимать черные или белые области (потеря информации). Но если все же удастся свести эти потери к минимуму, иногда удается получить довольно эффектные снимки. ПерспективаКогда мы стоим на железнодорожном полотне и смотрим вдаль, то видим, что параллельные рельсы сходятся на горизонте в одну точку. Это и есть перспектива. В отношении к фотографии это понятие можно сформулировать так: перспектива — это отношение угловых размеров одинаковых объектов, удаленных от нас на разные расстояния. Передача перспективы зависит от фокусного расстояния объектива. Приведу пример.
Если внимательно присмотреться к этим двум снимкам, то можно заметить, что передний план снят в одинаковом масштабе, а вот задний план с объективом 200мм получился более крупно. Но есть одно "НО". Объектив на 200мм имеет ощутимо меньший угол зрения, чем "полтинник", поэтому пришлось очень далеко отходить от объекта съемки, чтобы поместить его в кадр. Вообще, "пейзажным" диапазоном считаются фокусные расстояния до 80 мм (в эквиваленте). Чаще всего используются фокусные расстояние от 28 до 35 мм. в этом случае мы получаем ярко выраженную перспективу и глубину снимка. При съемке на больших фокусных расстояниях (с телеобъективом), перспектива выражена очень слабо и картинка кажется может казаться плоской.
Как мы видим, на фотографии, снятой с широкоугольником (28мм) в поле кадра расположено пространство от 2 метров (песчаное дно) от нас до бесконечности (дальний берег). Перспектива ярко выражена, заметна передача объема. Можно с определенной точностью сказать, какое расстояние от нас до песчаной косы или до дальнего берега. Фотография, сделанная с телевиком (460мм) перспективы практически не имеет. Очень трудно на глаз определить расстояние от деревьев на переднем плане (на нижней кромке кадра) до кранов на заднем. Снимок выглядит совершенно плоским. На самом деле, расстояние между передним и задним планом более километра!!! Однако должен заметить, что с и телевиком тоже можно снимать замечательные пейзажи. Но есть один нюанс. Поскольку геометрическая перспектива у телевика практически отсутствует следует использовать тональную перспективу. То есть, когда разделение планов наблюдается за счет разности в их освещенности (или видимости).
Вот наглядный пример, иллюстрирующий понятие "тональная перспектива". При том же фокусном расстоянии 460мм снимок не теряет объема из-за ярко выраженного разделения планов благодаря туману. ОсвещениеОригинальное определение фотографии - "светопись". Красивый свет превращает просто изображение объекта в произведение искусства. Как ни странно, о роли освещения часто незаслуженно забывают. И совершенно напрасно. В пейзажной съемке у нас только один источник света — солнце, и нам нужно подстраиваться именно под него. Рассмотрим характерные особенности освещения в разное время суток. 1. УТРО Справедливо считается, что самые лучшие условия освещенности бывают ранним утром сразу после восхода солнца. Солнце не очень ярко светит через пелену утреннего тумана и дает очень нежный и теплый свет. Сам туман, являясь рассеивателем света, предоставляет нам большие возможности по использованию тональной перспективы.
Туман творит чудеса! Обратите внимание, как прекрасно он позволяет передает объем, глубину снимка. А контровой свет, порождающий расходящиеся лучи придает снимку особый шик. А теперь представьте, как будет выглядеть снимок, сделанный в этом же месте, но ярким солнечным днем? Совершенно верно — ничего особенного! Обычные деревья, обычная трава. Тысячи раз такое видели! А при утреннем освещении и тумане можно делать очень интересные снимки практически в любом месте! А что делать, если солнце низко а тумана нет (например вечером)? Используйте контровой свет.
Очень удачно контровой свет можно использовать, когда на переднем плане есть что-то, что будет подсвечено сзади (при общей темной тональности снимка). Например листья или цветы. Однако при использовании контрового света мы встречаемся с двумя препятствиями. 1. Динамический диапазон камеры. Как видите, на приведенном снимке его не хватило и небо ушло в белизну. (снято кстати тем самым Олимпусом 860, с которым я делал первые шаги в фотографии) 2. Блики или "зайчики". Часто при попадании в кадр яркого источника света мы имеем дело с паразитной засветкой некоторых областей кадра. Да и в целом контрастность снимка уменьшается. Борьба с бликами — достаточно серьезная проблема и не всегда разрешимая проблема. Чем качественнее оптика у аппарата, тем меньше она бликует. Но я не видел ни одного объектива, который бы был в полной мере лишен такой не очень приятной вещи. С контровым светом разобрались, а теперь посмотрим несколько примеров того, что хорошего можно увидеть в утренние часы. Это, несомненно, небо.
Очень часто летним утром в хорошую погоду на небе бывают
очень красивые перистые облака, подсвеченные солнцем. Но для их съемки нужно: 1.
широкоугольный объектив, 2. очень желателен поляризационный фильтр, который
увеличивает контраст неба. Первый снимок сделан сразу же после рассвета. Второй — спустя 1 час. Никакой обработки в фотошопе не производилось. Обратите внимание, насколько красиво и необычно смотрятся облака, освещенные низко стоящим солнцем (первый кадр). Второй выглядит более обыденно — почти так же, как снятый солнечным днем. 2. ДЕНЬ Солнечный день — это на самом деле худшее время для
художественной пейзажной фотосъемки. Единственное, что может сделать "дневной" пейзаж интересным — это прежде всего красивое место в совокупности с выверенной композицией. Если утренние фотоснимки больше похожи на картины, то дневные — это "открытки". Да, на них приятно смотреть, но вряд ли они нас "зацепят за живое".
Пасмурный день — тоже не лучший вариант, поскольку свет неинтересный. Нужно очень постараться, чтобы заснять что-то действительно стоящее. Фотографии в большинстве получаются без настроения — те же открытки, но "мрачные". Очень важную роль в художественной ценности снимка при дневных съемках играет небо. Весьма непросто снять нормальный пейзаж, если небо совершенно чистое или затянуто монотонной пеленой облаков. Гораздо более интересно смотрятся фотографии, в композиции которых какую-то роль играют облака (перистые или кучевые).
Как уже говорилось, для придания небу большей выразительности применяется поляризационный фильтр. Перистые облака интересны тем, что они как правило идут с каким-то интервалом, что можно выгодно использовать как основу для реализации ритма, динамики снимка. Нельзя не упомянуть и то, что много интересного можно увидеть при неустойчивой погоде, когда могут одновременно присутствуют темные грозовые тучи и при этом светит солнце. А если повезет, то можно увидеть совершенно жуткие, но очень красивые явления такие как, например, атмосферные фронты.
Заметив, что с погодой творится неладное — не спешите прятаться! Вполне возможно, что "армагеддон" будет очень красивый! :) Кстати, явление это очень быстротечно — не более 1-2 минут. Поэтому постарайтесь заблаговременно занять удачную точку съемки (причем такую, чтобы было где спрятаться от дождя :) 3. ВЕЧЕР, ЗАКАТ Основное, что чаще всего снимают вечером — это закаты. Их снимают абсолютно все и по многу раз! Но почему-то большинство закатных снимков, присылаемых на фотосайты, получают весьма среднюю оценку.). И немудрено! Закатов зрители уже видели столько, что их трудно чем-то удивить. Итак, чтобы качественно (с художественной точки зрения) снять закат нужно тщательно обдумать идею снимка. Снимки типа "навел и щелкнул" обречены на неудачу из-за избитой идеи. Итак, основные составляющие успеха:
Поскольку освещение вечером очень скудное, земля как правило получается очень темной. Поэтому чаще всего закаты снимают над водой.
Это один из немногих моих закатных пейзажей, которые я считаю более-менее удачными. Для лучшего восприятия рекомендую посмотреть увеличенный вариант. Что на мой взгляд делает этот снимок удачным?
Еще один пример. Снимок, получивший достаточно высокую оценку.
Это уже снято после заката. Красота - в простоте! На снимке всего лишь один объект, но удачно расположенный относительно заднего плана (образующего, кстати, диагональ) и "золотого сечения". Большую роль сыграла цветовая гамма снимка (опять же контраст между холодными тонами в левом верхнем углу (ЛВУ) с теплыми в правом нижнем углу (ПНУ). Но давайте не будем зацикливаться на закатах, а повернем наш взгляд в другую сторону и я уверен, что там можно увидеть что-то вполне достойное.
Но для таких съемок уже нужен штатив. Снимки, выполненные ближе к ночи отличаются особым и порой очень ярко выраженным настроением, которое обусловлено преобладанием холодных тонов. Для оригинальности рекомендую поместить в кадр небольшие объекты, каким либо образом контрастирующие с общей тональностью. 4. НОЧЬ Ночная съемка — одно из самых трудных в смысле техничности. Как уже говорилось, ночью природу снимать бесполезно. Поскольку естественных источников света нет (луна не в счет — слишком слаба). Поэтому на ночные съемки нужно идти туда, где есть искусственный свет. Обязательным является наличие штатива. Общие рекомендации таковы:
Примеры:
Итак, что мы имеем? Снимок 1. Сыграно на контрасте теплых тонов, даваемых источником света, и общей холодной атмосферой. Снимок 2. Лаконичная композиция. Ничего не добавить, ничего не убрать. Очень важную роль играют освещенные луной облака — они как бы композиционно связывают луну с засохшим деревом. То есть они ажурные как ветви дерева и в то же время "повторяют" лунный свет. Снимки 3 и 4. Согласитесь, что без тумана они бы были намного менее интересными! Несколько технических моментовЗАЧЕМ СНИМАТЬ В RAW? RAW — это ни что иное, как информация, снятая непосредственно с матрицы фотоаппарата и без обработки записанная на флешку. У цифрозеркалок как правило используется 36-битный цвет (12 бит на канал), у компактов — 8-10 бит на канал. В то же время, в формате JPEG (и у зеркалок и у компактов) используется глубина цвета 8 бит/канал. То есть, при обработке информации процессором аппарата мы неминуемо теряем информацию. Какую? Это уже другой вопрос. Рассмотрим пример.
Снимки сделаны аппаратом
Canon 300D. Слева — JPEG, снятый на
автомате. Справа — RAW, снятый при точно таких же
условиях, обработанный конвертором из состава Adobe Photoshop CS.
По JPEG мы видим, что аппарат ошибся в
замере экспозиции (часть неба провалилась в белизну) и в балансе белого (цвета
получились холоднее, чем нужно). Исправить эти ошибки, имея в распоряжении только JPEG довольно непросто — информация о цвете неба потеряна, ее восстановить в первозданном виде невозможно. И здесь приходят на помощь те дополнительные 4 бита на канал (у 300Д RAW 36-битный - R[12]+G[12]+B[12]), которые были потеряны при обработке информации процессором фотоаппарата, который "привел" представление цвета к виду R[8],G[8],B[8]. Используя эту информацию, мы можем и подправить баланс белого, и подтянуть тени и даже спасти "пережженные" света (если пересвет не очень сильный). Кроме того, RAW-конвертор
позволяет устанавливать произвольный уровень яркости, контрастности,
насыщенности, четкости ихображения, корректировать
шумоподавление и даже хроматические аберрации (причем эти операции производятся
с 36-битным изображением). А при съемке в JPG эти параметры в аппарате можно менять только ступенями (как правило для каждого параметра 5 градаций — -2..-1..0..1..2), да и доступны далеко не все настройки. При обработке JPEG в программе-редакторе мы имеем дело уже не с 36-битным, а с 24-битным изображением, то есть так или иначе не можем использовать всю информацию, которой бы могли располагать, используя съемку в RAW. А ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АППАРАТ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СНИМАТЬ В RAW? Самое главное — не доверяйте
автомату. Если в простых условиях освещенности (например солнечный день) он
наверняка справиться с задачей, то утром или вечером наверняка (а тем более
ночью) придется вручную указывать баланс белого и/или вводить экспокоррекцию. Лучше сделать снимок чуть темнее, чем пересветить — тени "вытянуть" гораздо проще, чем исправить проваленные в белизну света. Самый простой способ — использование инструмента Shadows/Highlights, который присутствует в Photoshop CS (Image/Adjustments/Shadows-highlights)
Вот наглядный пример возможностей этого инструмента. Для вытягивания теней используются регуляторы группы "Shadows". Amount и Tonal Width (перейдите в расширенный режим инструмента) задают степень коррекции теней, а Radius - "размах" инструмента (проще посмотреть, как оно работает, чем объяснять на словах :). По умолчанию Radius=30px и вокруг темных областей могут образовываться светлые ореолы. Рекомендую радиус увеличить. Источник: http://artem-kashkanov.ru | ||||||||||||||||||||||
BB-cсылка на статью | |
Прямая ссылка на статью |
Теги: Как правильно фотографировать пейза, Уроки фотографии, съемка пейзажа, жанры фотографии, о фотографии
Рейтинг материала: 5.0/ 1
Возможно вам будут интересны следующие материалы:
Всего комментариев: 0 | |