Главная » Статьи » Уроки фотографии |
Композиция в фотографии
Для того чтобы объяснить важность общей композиции снимка в фотографии, вместо множества непростых научных выкладок о связи природы человеческого зрения с расположением фигур и линий в кадре, лучше приведу один пример из собственной практики. Когда я, окончательно решив, что увлечение фотографией мне по душе,
приобрел свой первый фотоаппарат (это была пленочная мыльница еще
советского образца «Эликон»), мне, конечно, очень нравилась возможность
создавать свои собственные кадры и самому же их потом проявлять и
печатать. Но в скором времени, постепенно вникая в тонкости фотодела, я с
некоторым разочарованием стал понимать, что не могу влиять на процесс
съемки – камера работала только в автоматическом режиме, единственными
доступными регулировками были установка светочувствительности пленки и
выбор из трех позиций дальности фокусировки. А вот основных параметров
экспозиции – ширины диафрагмы и выдержки (о них в следующих главах) я
изменить не мог. Более того, нельзя было узнать, при каких показателях
был сделан тот или иной кадр. Схожая, к слову, ситуация наблюдается со
многими современными цифровыми "компактами". И вот, набравшись смелости,
я написал письмо экспертам в редакцию самого настоящего фотожурнала с
изложением своих чаяний и просьбой совета – благо у них как раз была
соответствующая рубрика. К моему удивлению, из редакции достаточно
быстро пришло ответное письмо. Дословный ответ сейчас вспомнить довольно
сложно, но общий смысл заключался в том, что по существу моя камера
вовсе не такая уж плохая или ограниченная – для начинающего фотолюбителя
подходит в самый раз. А хорошие кадры можно получать и любительской техникой, так как более половины составляющей в успешном кадре заключается в правильно выстроенной фотокомпозиции. Даже при идеальном соблюдении всех параметров съемки и использовании самой дорогой зеркальной камеры кадр будет неудачным, если он плохо выстроен. Приободренный этим рассказом, я стал ближе знакомиться с художественными основами составления кадра (составление, связь, соединение – именно так в переводе с латинского звучит слово «композиция»), которой и посвящен данный раздел. Действительно, ведь если разобраться, именно композиция является неким связующим звеном между реально существующей действительностью и внутренним отношением автора к этой действительности, его личным философским осмыслением окружающего мира. И от того, какой смысл автор вложит в тот или иной прием построения кадра, зритель будет судить о стиле и мировоззрении фотографа. Восприятие снимка так или иначе связано с линейной перспективой, т.к. трехмерное пространство в реальности отображается в кадре на двумерной плоскости и посредством определенных комбинаций методов компоновки снимка в большинстве случаев мы представляем именно объемный сюжет. Также к основным элементам композиции относятся такие факторы, как расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы, геометрическая ориентация снимка, точка съемки и контраст. Остановимся на каждом из них подробней, с тем, чтобы понять, в каких случаях выбрать тот или иной композиционный прием, когда законы построения нельзя нарушать, а когда от этих правил можно отойти для достижения нужного результата.
Для точного и выразительного построения рисунка изображения, фотограф
должен иметь четкое представление о сюжетном центре своей композиции.
Именно сюжетном, а не геометрическом, на который и будет сделан акцент в
его фото. Центральная сюжетная линия может включать в себя не один
визуальный смысловой центр; они могут располагаться в разных частях
кадра, но общей сути это не меняет – главное определить основную суть
снимка. Затем необходимо найти детали и объекты, с наибольшей силой
характеризующее отображаемое явление или предмет и акцентировать на них
внимание любыми доступными выразительными средствами. Остальные же
элементы, занимающие периферийное положение и составляющие окружающую
среду, будут способствовать усилению звучания главной идеи фотоснимка.
Главное, здесь, сделать так, чтобы отдельные части окружающей среды ни в
коме случае не отвлекали от главного в кадре, например большей
яркостью, габаритами и т.д. Необходимо помнить, что в любом художественном процессе, к коим, несомненно, относится фотография, даже самая незначительная деталь имеет свою эстетическую форму, поэтому нужно постараться выбрать именно те элементы, которые будут подчеркивать иерархию основных и второстепенных объектов, и напротив, исключить из кадра то, что будет вносить дисгармонию в общий рисунок. Сделать это можно разными способами: уменьшить границы кадра, снять с другого ракурса, изменить направление освещения, наконец, убрать самому, если это возможно, лишнее из кадра – все, что подскажет фантазия фотохудожника. Иногда, на практике трудно сразу определить, что будет лишним, а без чего снимок будет «пресным», и здесь конечно огромное преимущество есть у цифровых фотокамер – можно сразу же оценить полученный кадр и, если нужно, подкорректировав ошибки, снять новый.
Определившись со всеми элементами, которые будут
фигурировать в изображении, необходимо правильно расположить их в кадре,
для чего существуют определенные правила. Во-первых, сюжетно-важные
элементы должны располагаться на снимке не хаотично, вразнобой, а
образовывать простые геометрические фигуры – так проще воспринимать
снимок. Во-вторых, желательно подчинять расположение объектов съемки так
называемому правилу «трех третей» или иначе «золотого сечения», следуя
которому основной элемент изображения располагается на расстоянии
примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы.
Распространенной ошибкой начинающих фотолюбителей является совмещение сюжетного центра с геометрическим центром кадра, то есть расположение объекта по центру снимка – в результате получается центральная композиция, которая, как правило, считается неудачной. Целесообразным применение центральной композиции считается в случаях, когда изображению необходимо придать подчеркнутую статичность и монументальность, например при съемке архитектуры. Также желательно следить за рациональным использованием свободного места в кадре – частой ошибкой является оставление большого пространства, например, сверху кадра (небо, море, поле и т.д.) и «обрезка» части смыслового центра на ближних границах снимка. Если объект изображения имеет большие габариты или съемка ведется крупным планом, не следует занимать более 75-80% площади кадра, иначе снимок будет выглядеть загроможденным. Напротив, снимая слишком мелко, фотография будет выглядеть пустой, кроме того, хуже будет передана детализация объекта.
Одним из требований к фотокомпозиции является гармония. Это может быть гармония горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония цветов, света и тени и т.д. Но гармоническое единство невозможно без уравновешенности в кадре. То есть элементы изображения должны быть связаны друг с другом по объему, размеру, тону или смысловой окраске. К примеру, композицию, построенную на одних горизонталях, во избежание однообразия рекомендуют оживить каким-либо вертикальным акцентом или усложнить диагональными линиями. Равновесие также может быть достигнуто в результате симметричного построения фотоснимка, в случае же асимметрии не рекомендуют перегружать правый нижний угол по сравнению с левым, а также сильно загружать всю верхнюю область кадра. Как исключение, иногда, для усиления динамичности и психологического напряжения в снимке намеренно нарушают равновесие.
Контрасты и аналогии Еще одной из основ композиционного построения
является контраст. Контраст усиливает эмоциональное звучание фото,
делает его более выразительным. Контраст может быть построен на
соотношениях черного и белого (или других цветов), на противопоставлении
четким линиям изломанных, на съемке динамичных объектов среди
статичных. К примеру, для придания эмоционального содержания снимку
более светлый предмет нужно расположить на темном фоне и наоборот,
темный – на светлом.
Противоположным контрасту выразительным приемом является аналогия, основанная на чередовании в определенном порядке одинаковых элементов. В фотографии зачастую используют сочетание этих принципов, выбирая один как несущий смысловую нагрузку, а другой – дополняющим контекст сюжета. К примеру, цветовой контраст может быть усилен аналогией форм, окрашенных в контрастные цвета.
В большинстве случаев, глядя на фотографию, мы
имеем довольно точное представление о размерах объекта, представленного
на снимке, хотя изображение во много раз меньше оригинала. Эта
закономерность объясняется тем, что для соблюдения масштаба в кадр
вводятся знакомые предметы для сопоставления размеров. Масштаб же, в
свою очередь, находится в полной зависимости от перспективы. Размеры,
очертания, форма, окраска меняются по мере изменения положения в
пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Уменьшение
масштабов изображаемых предметов будет пропорционально их отдаленности
от объектива камеры.
Это и есть свойство линейной перспективы, которое также является сильным инструментом среди выразительных средств фотографии. Также существует понятие тональной перспективы – изменение четкости и яркости очертаний, а также цветов и тонов между фотоаппаратом и объектом съемки, обусловленное толщиной воздушного слоя. Линейная и тональная перспектива существую в природе и фиксируются объективом независимо от воли снимающего. Но есть возможность управлять этими свойствами в своих целях, усиливая или ослабляя тот или иной эффект. Используя короткофокусный объектив, можно значительно расширить пространство, а, применяя телеобъектив, перспективу можно сократить. К примеру, многие наверное замечали, что при съемке высотных зданий с ближнего расстояния с нижней точки кажется что строение сужается кверху и как будто заваливается назад – этот эффект усиливается с уменьшением фокусного расстояния, приближением к объекту съемки и увеличением угла наклона оптической оси фотоаппарата. В связи со свойствами перспективы наибольшее распространение в большинстве случаев получила фотосъемка под углом к объекту – она дает представление об объемных характеристиках предмета. Можно заметно усилить линейную перспективу, если показать на снимке точку схода линий, уходящих вдаль.
От точки съемки зависит эмоциональное и размерное
восприятие сюжета. В большинстве случаев фотографируют с высоты
человеческого роста – именно такие снимки дают наиболее верное и полное
представление об объекте. При нижней точке объекты получаются
преувеличенными и монументальными, при этом неся большую эмоциональную
нагрузку и давление, а верхняя точка, напротив, уменьшает значимость и
размеры предметов, иногда предоставляя при этом интересные ракурсы. При
выборе точки съемки следует помнить, что линия горизонта, если она
присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе она
разобьет кадр пополам, затруднив выбор – на чем сосредоточить внимание.
То же самое относится к строгим вертикальным линиям, которые, так же как
и линию горизонта, лучше располагать по схеме «золотого сечения».
Поскольку наши глаза привыкли читать слева направо,
снимок человек непроизвольно разглядывает таким же образом. Поэтому
смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, поскольку в этом
случае взгляд и объект съемки как бы движутся навстречу друг другу.
Большим подспорьем в этом случае может стать какой-либо графический
редактор – цифровую версию любого снимка в них можно «обернуть» по
горизонтали или вертикали в нужном направлении нажатием всего 2-3
кнопок. Заодно можно проанализировать разницу в восприятии оригинала и
перевернутой по горизонтали копии. При этом самым лучшим вариантом
является случай, когда основная линия кадра проходит как бы по диагонали
навстречу взгляду. Перед движущимися объектами, а также в том
направлении, куда обращен взгляд человека нужно оставить свободное
место, как бы предоставляющее свободу для фантазии и способствуя
удобному «чтению» снимка.
Выбор ориентации снимка обусловлен преобладанием в
кадре вертикальных или горизонтальных линий. Зачастую мы, не
задумываясь, переворачиваем фотоаппарат на 90 градусов, всего лишь
исходя из потребности захватить в кадр нужные элементы изображения, хотя
от геометрической ориентации зависит очень многое в восприятии кадра.
Классическими соотношениями считаются 4:3 или 3:2, но в зависимости от
ситуации и задач фотографа кадры могут быть и с другими соотношениями
сторон, включая квадратные форматы и даже круглые (для них нужны
специальные фотокамеры).
Также для достижения определенных эффектов фотокамеру иногда
отклоняют на несколько градусов от горизонтального или вертикального
положений. Стоит добавить, что в случае, когда сюжет съемки не диктует
определенной ориентации кадра, целесообразней сделать горизонтальный
снимок ввиду более легкого восприятия такой ориентации кадра. | |
BB-cсылка на статью | |
Прямая ссылка на статью |
Теги: Золотое сечение в фотографии, Композиция снимка. Как построить ка
Рейтинг материала: 5.0/ 1
Возможно вам будут интересны следующие материалы:
Всего комментариев: 0 | |