Добро пожаловать Гость

Ты фотограф? Зарабатывай продавая свои фото! Начни прямо сейчас, это легко!
Главная » Статьи » Основы фотографии

Как выбрать объектив часть 3

  Широкоугольник – это объектив, фокусное расстояние которого меньше диагонали матрицы. Такие объективы дают очень большой угол обзора, что очень удобно в тесных помещениях или при необходимости панорамной фотосъемки. Разновидностью «ширика» является объектив типа «фиш-ай» - «рыбий глаз».

Изначально рыбий глаз делали для уменьшения искажений при подводной фотосъемке, отсюда и название. А стал он популярен за счет смешных и оригинальных эффектов при обычной фотосъемке и за огромный угол обзора – до 180 градусов.


Телевик – объектив, фокусное расстояние которого больше длины диагонали матрицы. Чаще всего используется для репортажей и приближения далеких объектов. Также большинство портретных объективов относятся к телевикам. А еще ими можно снимать очень интересные пейзажи.

 

 Телеобъективы чаще всего используются для съемки удаленных объектов: зданий и сооружений, фрагментов пейзажа, людей и животных.


Телевики очень удобны при съемке репортажей, так как позволяют сохранять солидную дистанцию между фотографом и центром событий. За счет большого фокусного расстояния такие объективы очень сильно размывают задний план, благодаря чему их можно использовать для художественной и портретной съемки. В сегменте телеобъективов, как нигде больше, прослеживается связь между качеством той или иной модели и ее ценой.


Самые дешевые телеобъективы стоят несколько тысяч рублей. Дорогие — почти в десять раз больше. При этом и те и другие могут иметь один и тот же диапазон фокусных расстояний, а вся разница сводится к светосиле (телевики со светосилой f/2.8 очень дороги) и оптическому качеству. Почти всегда дорогие модели будут обеспечивать более высокую резкость и меньший уровень аберраций. Кроме того, дорогие телевики имеют встроенные скоростные моторы автофокуса, в то время как бюджетные телеобъективы зачастую фокусируются очень медленно.

 

 

Nikon 70-200mm f/2.8G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Pentax SMC DA 50-135мм f/2.8 ED [IF] SDM


Для начинающего фотографа подойдет почти любой телеобъектив с диапазоном от 55 до 200 мм (иногда 300 мм). Такой объектив справится с 90% съемочных задач.


Если же речь идет о съемке при недостаточном освещении, либо если требуется быстрая фокусировка и высокое качество изображения, тогда придется приобрести телеобъектив среднего или топового уровня, отдав за него сумму, сопоставимую со стоимостью камеры.


Отдельно стоит упомянуть объективы для съемки живой природы. При фотографировании птиц и животных, фокусного расстояния 200 или 300 мм может просто не хватить. Выбирать нужно из моделей с максимальным фокусным расстоянием не менее 400-500 мм.


Это может быть фикс или зум-объектив. Естественно, желательно приобрести модель с максимально высокой светосилой на длинном конце, ведь даже в солнечный день света для съемки таким объективом может быть мало. За последнее время, сторонние производители оптики выпустили ряд удачных моделей в этом сегменте рынка, но при прочих равных мы бы рекомендовали обращать внимание на качественные фирменные объективы, несмотря на их более высокую стоимость.


Пример кадра, снятого на телеобъектив с фокусным расстоянием 500 мм

Пример кадра, снятого на телеобъектив с фокусным расстоянием 200 мм

 

Фокусное расстояние объектива (англ.: Focal Length)

Фокусное расстояние

При выборе объектива первым делом обращают внимание на его фокусное расстояние.


Фокусное расстояние (ФР) — это расстояние от плоскости матрицы или пленки (фокальной плоскости) до главной задней оптической плоскости объектива при его фокусировке на бесконечность. Отношение ФР к диагонали матрицы характеризирует угол обзора, достигаемый с помощью данного объектива. Чем меньше значение ФР, тем больше угол обзора. В характеристиках зум-объектива указываются два «крайних» значения ФР — самое маленькое и самое большое, которое обеспечивает объектив.


В связи с широкой распространённостью плёночного формата "35мм", принято характеризовать объектив так называемым "эквивалентным фокусным расстоянием" (ЭФР). Для плёнки и цифровых камер, имеющие так называемые полнокадровые матрицы (т.е. размер матрицы равен размеру пленочного кадра) ЭФР просто равно истинному, т.е. ФР.


У цифровых матриц с диагональю меньшей, чем у плёнки, для обеспечения того же угла зрения (и, соответственно, того же кадра с того же места) истинное фокусное расстояние объективов пропорционально меньше. В зависимости от ФР, объективы классифицируют следующим образом:

  • Если ФР примерно равно диагонали матрицы, то такое ФР называется нормальным и считается, что в этом случае угол зрения (45 градусов) соответствует возможностям человеческого глаза.
  • Если ФР больше диагонали матрицы, то такие объективы называют длиннофокусными илителеобъективами — они обеспечивают более сильное приближение по сравнению с "нормальными", но при этом уменьшается угол зрения.
  • Если ФР меньше диагонали матрицы, то такие объективы называют короткофокусными илиширокоугольными — они обеспечивают расширение поля зрения по сравнению с "нормальными", но при этом уменьшаются размеры объектов в кадре.

Классификация обїективов

Ниже приведена классификация объективов с учетом ЭФР.


Тип объективаПолнокадровый
24x36мм, соотношение
сторон 3:2
DX и APS-C, около 16,7x25,1мм, соотношение
сторон 3:2
"4/3”, 13,5x18мм, соотношение сторон 4:3Среднеформатная матрица 60x45мм, соотношение
сторон 3:2
Сверхширокоугольный объектив
(угол поля зрения 83° и более)
24мм и меньше16мм и меньше12мм и меньше41 мм и меньше
Широкоугольный объектив
(угол поля зрения от 52° до 82° включительно)
От 24мм до 28ммОт 16мм до 18ммОт 12мм до 14ммОт 41мм до 75мм
Нормальный объектив
(угол поля зрения от 40° до 51° включительно)
50мм28 мм, 35 мм25мм75 мм
Длиннофокусный объектив
(угол поля зрения от 10° до 39° включительно)
80мм и больше55мм и больше42мм и больше75мм и больше

Таким образом, в характеристиках объектива мы можем увидеть два разных ФР — истинное и эквивалентное.
 

                                            Светосила объектива.


 Под светосилой объектива понимают, на сколько широко можно открыть диафрагму. Диафрагма обозначается буквой f и числом, например f 1.8, для зум-объективов f3.5-5.6. Это означает максимально открытую диафрагму на самом широком угле f3.5, а на длинном конце фокусных расстояний f5.6. Чем меньше число, тем более открыта диафрагма.


Также стоит учитывать класс объектива. Профоптика пропускает больше света. Часто это вызывает трудности у людей, переходящих с дешевой оптики на дорогую появлением пересветов. Существует заблуждение, что светосильной оптикой можно снимать с рук при низкой освещенности или в темном помещении. Это заблуждение вызвало много разочарований.


При плохом освещении поможет только штатив или вспышка. Казалось бы, открываешь диафрагму сильнее – больше света попадает на матрицу и фото становится светлее. Это действительно так, но разница не настолько большая, чтобы помочь при нехватке света. К тому же не надо путать художественную фотографию и газетный репортаж.


Чтобы в газете фотография размером 5х10 см выглядела хорошо, да еще и в черно-белом исполнении, можно задрать чувствительность ISO до максимума, а при уменьшении размера и профессиональной дизайнерской обработке, да еще учитывая низкое качество печати, не будет заметно даже сильных размытостей и нечеткостей. Но об этом отдельно. Диафрагма нужна для контроля глубины резко изображаемого пространства (ГРИП).

Казалось бы, зачем?


Пусть все будет резким и в фокусе. Так и происходит в простейших «мыльницах»: фокус поставлен на бесконечность, туда же стремится и диафрагма.


Но вот вы снимаете портрет, и в кадре, помимо лица, еще и мебель на заднем плане, или помятая постель, или помойка на улице. Тут на помощь и приходит диафрагма.


Открываем ее на 5.6, и вот уже только лицо человека на снимке четкое, а неприятный фон размыт и не бросается в глаза, а теперь открываем диафрагму еще сильнее, например на 1.4, и, хотя это вызывает некоторые сложности с правильной фокусировкой, получается очень интересный результат (при фотосъемке портрета фокусируйтесь по глазу модели, стараясь, чтобы в зону резкости попали оба глаза и губы).


Весь фон становится одним большим красивым пятном, глаза светятся, губы блестят, а недостатки прически и прыщик на носу не бросаются в глаза. Такие портреты выглядят особенно. Красивое размытие фона получило термин «боке».

Считается, что самое красивое боке присуще производителю оптики Minolta (ныне купленного Sony).

Диафрагма объектива (англ.: Aperture)

Диафрагма объектива

Диафрагма объектива — еще один важный параметр при выборе. Она позволяет изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.


Диафрагма может быть указана несколькими способами: F4, f/4, 1:4 — все они означают одно и то же. Чем меньше число, тем больше диафрагма, т.е. Тем больше света пропускает объектив.

Диафрагма и ГРИП

Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: f/0,7; f/1; f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6; f/8; f/11; f/16; f/22; f/32; f/45; f/64.


Например, объектив f/2.8 пропускает вдвое больше света, чем объектив f/4
Чем больше света способна пропускать диафрагма, тем больше она дает возможностей, таких, например, как съемка при низкой освещенности или съемка в помещении без вспышки, возможность более гибко регулировать глубину резкости: чем больше открыта диафрагма, тем меньшую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП) она дает


 Также для фотосъемки портретов хорошо подходит мягкорисующая оптика. Как следует из названия, мягкорисующая оптика дает мягкий рисунок, жесткорисующая – жесткий. В чем же разница? Мягкорисующая оптика дает слегка сглаженный, с низкой контрастностью и невысокой резкостью рисунок на фотографии.


Часто к такому рисунку «злые людишки» используют термин «мыло», но для съемки портретов или для репортажей такой рисунок очень полезен, если только вы не хотите часами сидеть над каждой фотографией в фотошопе, удаляя прыщики, морщинки и всякие дефекты кожи.


Жесткорисующая оптика дает очень контрастный рисунок и высокую резкость изображения, иногда даже грубый рисунок. Про них говорят «звенящая резкость» и т.п. Такие объективы хороши для фотосъемки предметов. Часто жесткорисующей делают оптику, не предназначенную для печати больших форматов.

Источник:
Категория: Основы фотографии | Автор: oxsigen (27.03.2012)
BB-cсылка на статью
Прямая ссылка на статью .
Просмотров: 1403
Теги:

Рейтинг материала: 0.0/ 0
Понравился материал?) Поделитесь им с другими!

Возможно вам будут интересны следующие материалы:

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]