19:33 История оптики Pentax, Asahi и др. | |
Сегодня большинство крупных корпораций в Японии имеют сложную структуру подразделений и, как правило, не специализируются в одной конкретной области, а стараются охватить как можно больше отраслей производства. И все же у каждого именитого японского гиганта есть хотя бы одна сфера, в которой он добился наибольшего успеха и признания. Так, например, услышав название Mitsubishi, мы наверняка сразу же подумаем об автомобиле, Toshiba в сознании российского потребителя исторически ассоциируется с телевизорами и т. д. Основанная почти век назад Asahi Optical Joint Stock Co. занималась производством оптики, а именно… линз для очков! Кстати, и сегодня компания специализируется на производстве оптических элементов, в том числе и для очков, а также для объективов и медицинского оборудования. Кроме того именно Pentax научила делать оптику еще две известные японские компании: Konica и Minolta. Камера Asahiflex была первым зеркальным 35-миллиметровым фотоаппаратом, собранным полностью из японских комплектующих. © www.taunusreiter.de Итак, основанная в 1919 году компания Asahi занималась производством
линз для очков. В 1938 году официально название решено было упростить,
оставив Asahi Optical Co., а ассортимент продукции пополнился
объективами для кино- и фотокамер. Во времена Второй мировой
производство было переориентировано на военный лад. В послевоенные годы
производство и вовсе было остановлено и возобновилось лишь в 1948 году.
Нужно сказать, что в нелегкие послевоенные годы компания могла умереть,
но освоила выпуск биноклей в картонных корпусах, но с качественной
оптикой, что помогло ей выжить. Именно в этот период зарождаются и
получают развитие новые идеи, позволившие Pentax стать именно такой,
какой мы знаем ее сегодня. Опорной точкой и самым большим успехом компании можно считать выпуск зеркальной камеры Asahiflex в 1952 году. Камера Asahiflex была первым зеркальным 35-миллиметровым фотоаппаратом, собранным полностью из японских комплектующих. Это же верно и для объективов, совместимых с камерой. Система была поистине революционной, в основном благодаря применению возвратного зеркала, отсутствовавшего в господствующих в то время дальномерных камерах. Нововведение требовало новой конструкции объективов. Asahi Kogaku Takumar 83мм f/1,9. © www.taunusreiter.de Серия M37 Takumar состояла из набора объективов с постоянным фокусным
расстоянием, имевших различную схему расположения оптических элементов,
но объединенных рядом конструктивных особенностей. Прежде всего — это
резьбовое крепление объектива с диаметром 37 мм. Да, тогда объективы
закреплялись не простым защелкиванием, их приходилось вкручивать в
корпус камеры! Общим для объективов Takumar было и управление блоком
диафрагмы. Два кольца регулировали степень закрытия лепестков: при
помощи первого кольца по шкале выставлялось необходимое значение
диафрагмы, а второе кольцо непосредственно открывало отверстие или
закрывало его до выбранного значения. Такая система позволяла удобно и
точно производить визирование и фокусировку при максимально открытой
диафрагме по светлому, хорошо различимому изображению. Кроме того, закрыв диафрагму, можно было выверить глубину резкости, что было недоступно для дальномерных камер. Для всех пяти объективов с фокусными расстояниями от 50 до 135 мм максимальным значением диафрагмы было 16. Наиболее интересными моделями той линейки являются Asahi Kogaku Takumar 135мм f/3,5 и 83мм f/1,9. Благодаря использованию сложной конструкции из 5 и 7 элементов соответственно, объективы обеспечивали отличную резкость по всему полю кадра и низкий уровень аберраций. С появлением в 1957 году новой зеркальной камеры Asahi Pentax (имя
Pentax появилось именно тогда — от сокращенного названия камеры
Pentaflex) обновился и модельный ряд объективов. На свет появляется
новый стандарт крепления объектива с резьбой M42 (диаметр 42 мм). Новый
байонет претерпел не только конструктивные изменения, но и преобразился
внешне. Объективы были выполнены в черном цвете с полированными
хромовыми элементами. Кроме того, была выпущена ограниченная серия
полностью черных объективов для не менее редких полностью черных
экземпляров фотокамер. Корпус был выполнен не из латуни, а из
облегченного сплава, что позволило уменьшить вес конструкции и тем самым
повысить удобство в обращении. Линейка состояла из 10 объективов с постоянными фокусными расстояниями от 55 до 200 мм. Максимальное значение диафрагмы было увеличено до 22. Кроме того, объективы стали более светосильными. Характеристики лишь одной модели — 100mm f/3,5 — остались прежними, она изменилась только внешне. В настоящее время этот объектив считается редким и дорогим экземпляром. Asahi Pentax. © www.taunusreiter.de Следующим этапом в развитии объективов Takumar стала разработка автоматического блока диафрагмы. Так, с 1958 по 1962 гг. выпускается серия Auto-Takumar. Auto в названии относилось непосредственно к механизму закрытия диафрагмы, хотя сам механизм автоматическим тогда еще не был. Конструкцию, использованную в объективах серии Auto-Takumar, сегодня принято называть полуавтоматической. Механизм взводился при помощи «курка» на объективе. При нажатии кнопки спуска затвора наполовину — диафрагма автоматически закрывалась до выбранного значения, что позволяло последний раз оценить ГРИП, а при полном нажатии на СПУСК поднималось зеркало и срабатывал затвор. Для каждого нового снимка диафрагму требовалось взводить снова. Эта проблема была решена в следующей серии объективов. Линейка Super-Takumar (1962–1971) обладала действительно
автоматическим блоком диафрагмы. То есть визирование производилось через
максимально открытое отверстие, непосредственно в момент спуска затвора
лепестки закрывались до выбранного значения и, после того как снимок
был сделан, при помощи того же механизма автоматически возвращались в
исходное положение. Однако «курок» с объективов не исчез, он просто
поменял свое назначение. Теперь маленький рычажок выполнял функцию
проверки глубины резкости, позволяя «прикрыть дырку» до нажатия на
СПУСК. В серии Super-Takumar появляются широкоугольные объективы с фокусными расстояниями 20, 24 и 28 мм. Жемчужиной линейки стал объектив 50mm f/1.4. Среди прочих его отличала небывалая детализация изображения как при полностью открытой (1,4) диафрагме, так и с прикрытым, к примеру, до 8 относительным отверстием. Объектив был одним из лучших не только в ряду Pentax, но и в мире. Сопоставимыми по качеству были лишь значительно более дорогие модели (aspherical Summilux для Leica-M). Последним шагом в развитии резьбового байонета стало внедрение многослойного покрытия линз. Сокращение названия модельного ряда Super-Multi-Coated Takumar (1971–1976) породило известную всем сегодня аббревиатуру SMC, сопровождающую наименования всех объективов Pentax. Некоторые коллекционеры различают сокращения для более ранних и поздних версий объективов серии Super-Multi-Coated Takumar, в зависимости от того, было ли на объективе нанесено полное название или сокращенное: S.-M.-C. Takumar и SMC Takumar соответственно. | |
Поделиться: |
Всего комментариев: 0 | ||||||
| ||||||