Добро пожаловать Гость

Ты фотограф? Зарабатывай продавая свои фото! Начни прямо сейчас, это легко!
Главная » Интересное в мире фотографии » Известные фотографы, классики фотоискусства

Андре Кертеш (Andre' Kerte'sz)

23.04.2012, 21:22
В XX веке Венгрия подарила миру целую плеяду талантливейших фотографов, которые заложили основы современной журнальной и «глянцевой» фотографии. Удивительно, но Мартин Мункачи, Ласло Моголи-Надь, Роберт Капа, Брассай принадлежали к одному поколению, родились и творили в один исторический период, охвативший две мировые войны.

  Во многом схожи и их судьбы – всем им пришлось рано или поздно покинуть родную страну, тяжелым трудом добиться признания на чужбине, свести знакомство с великими художниками Пикассо, Шагалом, Эйзенштейном, вдохновлять своих младших современников Анри Картье-Брессона и Ричарда Аведона.

К созвездию знаменитых венгерских мастеров фотографии принадлежит и Андре Кертеш, о котором Картье-Брессон, тогда только начинавший карьеру, восторженно отозвался: «Что бы мы ни делали, Кертеш был первым».

Биография

2 июля 1894 г. Андре (Андор) Кертеш родился в Будапеште, Венгрия, в семье коммерсанта
1912 г. Заканчивает Коммерческую академию и получает работу биржевого брокера. Покупает первую камеру
1914 – 1915 гг. С началом Первой Мировой войны призван на службу в Австро-Венгерскую армию. В 1915 году получает ранение и проходит лечение в госпитале
1916 г. Публикует первые работы. Получает приз венгерского сатирического журнала Borsszem-Janko
1917 г. Фотографии Кертеша печатаются в виде серии открыток
1918 – 1925 гг. Возвращается к работе биржевого брокера.
1925 г. Переезжает в Париж, обосновывается на Монпарнасе. Знакомится с художниками и фотографами.
1926-1936 гг. Печатается в французских, германских, британских журналах. Проводит первые выставки
1928 г. Приобретает первую фотокамеру Leica
1928 – 1935 гг. Работает с журналом Vu (редактор Люсьен Фогель)
1930 г. Работает с журналом Art et Medicine вместе с Брассаем и Ман Реем.
1932 г. 35 отпечатков Кертеша участвуют в экспозиции «Современная европейская фотография» в Нью-Йорке
1933 г. Публикует в журнале Le Sorire серию «дисторсий», выполненных с крупноформатной камерой Lihof и искривляющим зеркалом. Женится на Элизабет Сали
1936 г. Вместе с женой покидает Европу и переезжает в Нью-Йорк. Работает по договору с агентством «Кейстоун».
1937 г. Разрывает договор с агентством «Кейстоун»
1937 – 1949 гг. Публикует работы в качестве фрилансера в журналах Vogue, Harpers Bazaar, Collier’s, Coronet, Look, The American Magazin
1941 г. Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает работу Кертеша для своей экспозиции
1944 г. Получает американское гражданство
1945 г. Выпускает альбом «День Парижа» в сотрудничестве с дизайнером Алексеем Бродовичем.
1946 г. Проводит первую персональную выставку в США (Чикагский институт искусств)
1949 – 1962 гг. Эксклюзивный контракт с издательским домом «Конде Наст».
1952 г. Начинает серию Washington Square, выполняя фотографии  длиннофокусным объективом из окна собственной квартиры
1955 г. Начинает эксперименты с цветной фотографией
1963 г. Возвращает архив венгерского и французского периодов. Редактирует и публикует фотографии. Получает золотую медаль на Четвертом международном Фотобиеннале в Венеции. Проводит персональные выставки в Национальной Парижской библиотеке и в Музее Современного искусства в Нью-Йорке.
1965 – 1985 гг. Активно выставляется по всему миру. Получает множество наград и почетных званий (Орден искусств и литературы, 1977, Франция, Почетная награда мэра Нью-Йорка в области искусства и культуры, 1977, 1981, почетная степень доктора искусств колледжа Бард, 1981, Нью-Йорк, Орден Почетного легиона, 1983, Франция, почетная степень доктора Королевского колледжа искусств, 1984, Великобритания и др.)
1984 г. Музей искусства Метрополитан (Нью-Йорк) приобретает в свое собрание 100 работ Кертеша
28 сентября
1985 г.
Скончался в своей квартире в Нью-Йорке

Андре Кертеш - Жизнь и творчество


Андре (Андор) Кертеш родился 2 июля 1894 года в семье бизнесмена средней руки, торговавшего книгами. Отец Андора желал, чтобы мальчик пошел по его стопам и занялся коммерцией. Поэтому Андор в 1912 году закончил коммерческую академию и стал работать биржевым брокером. В 1913 году молодой Кертеш приобрел свою первую фотокамеру ICA и был очарован фотографией.

С помощью этой простой, работавшей на фотопластинках 4,5х6 см камеры юноша фотографировал свои первые жанровые уличные сценки, а когда год спустя Кертеш был призван в армию, фотокамера последовала за ним и на военную службу.

Солдату-фотографу довелось участвовать в военных действиях на Балканах и в Центральной Европе, героями его фотографий в это время становятся армейские друзья в «полевых условиях». В 1915 году Кертеш был ранен и направлен в тыловой госпиталь.

После выздоровления молодому человеку было предписано регулярное плаванье. Продолжительное время, которое Кертеш проводил у бассейна, вдохновило его на создание в 1917 году работы «Ныряльщик» (Underwater Swimmer). Это была первая из «дисторсий» Кертеша – фотографий, получивших свое название благодаря использованию в качестве художественного приема намеренного искажения формы, а также нерезкости и движения объекта съемки.

Вскоре работы молодого любителя появились в журналах. В 1916 году Кертеш получил приз венгерского сатирического журнала Borsszem-Janko. В 1917 году некоторые работы Кертеша печатались в качестве открыток. Однако фотография еще не стала профессией молодого человека и не приносила достаточного дохода. Оправившись от ранения, Кертеш вернулся к работе на бирже, и на любимое увлечение времени почти не осталось.

Молодой человек искал применение своему таланту, фотографируя семью и друзей, но вскоре ему стало ясно, что совместить фотографию и занятие коммерцией не получится.
В 1925 году Кертеш перебрался во Францию и пополнил армию иностранных художников, обосновавшихся в Париже. Здесь фотограф «переиначил» свое имя на французский лад и поселился в излюбленном месте художественной богемы, на Монпарнасе.

Андре Кертеш стал завсегдатаем знаменитого «Кафе дю Дом», где в середине двадцатых годов собирался весь цвет творческой жизни Парижа и почти каждый вечер можно было встретить Шагала и Кандинского, Пикассо и Сартра. В 1926 году Кертеш познакомился со своим земляком Брассаем и молодым студентом Анри Картье-Брессоном, в будущем великим фотографом. Но интересные знакомства были лишь одной стороной новой жизни – второй стали неисчерпаемые сюжеты для новых работ, которые фотограф находил на улочках и кафе Парижа, а позже в мастерских своих друзей-художников: Шагала, Мондриана, Леже и других авангардистов.

В качестве свободного фотографа Кертеш начал публиковать работы во французских, германских и британских журналах, а вскоре состоялись и первые фотовыставки.
В 1928 году Андре Кертеш купил свою первую фотокамеру Leica.

Новая камера дала новые творческие возможности, а они были необходимы. Кертеш начал активное и весьма полезное как в творческом, так и в финансовом плане сотрудничество со знаменитым журналом Vu (под руководством редактора журнала Vu, Люсьена Фогеля, через несколько лет работал и еще один знаменитый венгр – Роберт Капа, с которым Кертеш познакомился в 1934 году, став для него другом и наставником).

Публиковался Кертеш и в других известных журналах. Так, в Art et Medicine фотограф работал бок о бок со своими знаменитыми коллегами – Брассаем и Ман Реем. А журнал Le Sorire в 1933 году опубликовал серию новаторских «дисторсий» Кертеша, выполненных с помощью крупноформатной камеры Lihof и искривляющего зеркала. Выставки Кертеша привлекали неизменное внимание, а работы фотографа приобретались многими европейскими музеями и галереями. Произошли важные события и в личной жизни Кертеша – в 1933 году он женился на Элизабет Сали.
В 1936 году Андре Кертеш принял приглашение на работу в США по контракту с агентством «Кейстоун». Архив работ венгерского и французского периодов фотограф оставил своей поверенной в Европе, журналистке Жаклин Пауйяк.

С этим архивом оказалась связана почти детективная история, которая стала легендой. После начала Второй мировой войны Кертеш и Пауйяк полностью потеряли связь, и фотографии оказались в единоличном распоряжении журналистки.

Однако после оккупации Парижа хранить подобные материалы было опасно – многие фотографии Кертеша могли быть расценены фашистами как «дегенеративное искусство», что не сулило обладательнице негативов ничего хорошего. Пауйяк упаковала архив в чемодан, а тот в свою очередь зарыла в укрытии от авианалетов.

Новая встреча журналистки и Кертеша состоялась лишь в 1963 году, когда во Франции проходила выставка фотографа. Тогда же «зарытые в землю» негативы и отпечатки были извлечены на свет. Несмотря на столь необычные условия содержания, все материалы оказались в целости и сохранности. Впоследствии эти работы не раз редактировались и публиковались самим автором.

Ну а в конце 1930-х годов вернуться во Францию Кертеш действительно не мог, хотя работа в Америке его разочаровала. Из-за разногласий с редакторами и руководством ему пришлось разорвать контракт с агентством, но на обратный путь во Францию фотографу попросту не хватало денег. А после начала Второй мировой войны возвращение стало окончательно невозможным. Кертешу пришлось осваиваться в Новом Свете, что оказалось очень непросто.

Журналы принимали европейского фотографа с трудом, причем главные нарекания вызывал именно «фирменный» стиль Кертеша – нечеткость и нерезкость снимков, которые задавали необычную динамику и ритм его «дисторсиям».

Сохранился отзыв на работы Кертеша одного из редакторов - «Вы слишком много говорите со своими фотографиями, а нам нужны документы. У нас есть журналисты и копирайтеры, чтобы писать тексты. Этим работам невозможно найти применение».

Все же в качестве фрилансера, снимая моду и интерьеры, Кертеш сотрудничал с такими изданиями как Vogue, Harpers Bazaar, Collier’s, Coronet, Look, The American Magazin, а в 1941 году нью-йоркский Музей современного искусства купил одну из его работ для своей экспозиции. Но после начала войны жизнь Кертеша в США немало осложнило его венгерское гражданство. Как венгр, Кертеш считался «союзником фашистов», а потому его имя нередко исключалось из редакционных списков. К тому же, Кертешу запрещалось фотографировать что-либо на открытом воздухе.

Лишь к концу войны жизнь стала немного налаживаться.

В 1944 году Андре Кертеш получил американское гражданство. Тогда же, в середине сороковых годов Кертеш начал сотрудничество с известнейшим дизайнером и арт-директором Harpers Bazaar Алексеем Бродовичем, с которым в разное время работали такие знаменитые художники, как Ман Рэй, Брассай, Анри Картье-Брессон, Ричард Аведон, Роберт Франк, Диана Арбус, Хиро, Ирвин Пенн. Увидевший свет в 1945 году альбом Кертеша «День Парижа», дизайн которого был выполнен Бродовичем, заслужил лестные отзывы критиков. В 1946 году прошла первая персональная выставка Андре Кертеша в Америке. А в конце сороковых фотограф заключает эксклюзивный контракт с издательским домом «Конде наст».

В это же время Кертеш создает серию Washington Square, которую составляют фотографии, выполненные фотографом из окна его квартиры на Пятой авеню с помощью длиннофокусного объектива. Большая часть работ серии – это силуэтные изображения людей, гуляющих в парке.

Но фотограф-венгр так все еще не был принят Америкой до конца. В 1956 году Кертеша ждало очередное разочарование. Эдвард Стейхен не включает его работы в свою знаменитую экспозицию «Род человеческий», куда вошли фотографии 273 фотографов.

К счастью, мир уже оправился от ужасов Второй Мировой войны, и Кертеш больше не был «заперт» в США. К тому же, он был увлечен экспериментами с новыми возможностями, которые давала цветная фотография. Кертеш начал выставляться в Европе, и в 1963 году получил золотую медаль на Четвертом международном Фотобиеннале в Венеции.

Персональные выставки Кертеша состоялись в Италии, Франции. В 1965 году прошла персональная выставка Кертеша в Музее Современного искусства в Нью-Йорке, за которой последовали многочисленные выставки по всему миру – в Токио, Стокгольме, Будапеште, Лондоне, Хельсинки. Больше не ограниченный требованиями журналов и редакторов, фотограф продолжал активно работать. Последние годы его творчества были отмечены множеством наград, а в 1983 году мастер получил высшую награду Франции – Орден Почетного легиона.

В 1984 году нью-йоркский Музей искусства Метрополитан приобрел у фотографа 100 работ, что стало крупнейшим на сегодняшний день приобретением работ фотохудожника при его жизни.

Андре Кертеш скончался 28 сентября 1985 года в Нью-Йорке. К этому времени его квартира представляла собой своеобразный музей, где наряду с многочисленными и разнообразнейшими книгами, документами и предметами искусства хранился огромный архив фотографий мастера. Большинство работ было разрознено, некоторые использовались Кертешем в качестве закладок.

Многие работы Кертеша впервые демонстрируются на выставках и публикуются лишь сегодня, вызывая неизменный интерес критиков и любителей фотографии – ведь в долгой жизни этого удивительного человека «уместилась» вся история фотоискусства, а на его работах выросли целые поколения фотохудожников XX века.

Фотоработы Андре Картеша (1915 - 73 гг.)


Петушиный бой, Венгрия - 1920


Рынок животных, Сен-Мишель, Париж - 1927


Студия Мондриана, Париж - 1926


Кушетка, Уильямсбург, Виргиния - 1951

Тень Эйфелевой башни, Париж 1929
Тень Эйфелевой башни, Париж - 1929

Зимний сад, Нью-Йорк 1970
Зимний сад, Нью-Йорк - 1970
| Теги: известные фотографы, о фотографии, Андре Кертеш
Просмотров: 751 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]