Добро пожаловать Гость

Ты фотограф? Зарабатывай продавая свои фото! Начни прямо сейчас, это легко!
Главная » Интересное в мире фотографии » Известные фотографы, классики фотоискусства

Александр Родченко

24.04.2012, 02:04

Александр Родченко

23 ноября
1891 г.  Родился в Санкт-Петербурге

1908 – 1910 гг.

Работает в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы

1911 – 1914 гг.

Учится в Казанской художественной школе

1916 – 1921 гг.

Активно занимается авангардной живописью, графикой и пространственными конструкциями, ищет новые формы в искусстве.

1920 г.

Становится профессором живописного отделения ВХУТЕМАСа

1921 г.

На выставке 5х5=25 демонстрирует триптих из трех монохромных цветов «Гладкий цвет». Объявляет о завершении творческих поисков в живописи и переходе к «производственному искусству».

1922 – 1930 гг.

Занимает должность профессора металлообрабатывающего факультета ВХУТЕМАСа

1923 г.

Создает серию фотомонтажей для оформления издания поэмы Маяковского «Про это»

1924 г.

Обращается к фотографии. Создает ряд психологических портретов друзей и близких

1925 г.

Участвует в оформлении советского раздела Международной выставки Декоративного искусства и художественной промышленности, получает серебряную медаль за интерьер «Рабочего клуба»

1926 г.

Публикация первых ракурсных снимков зданий в журнале «Советское кино» (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926).

1927 г.

Публикует свои снимки и статьи о фотографии в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого является. Участвует в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва).

1930 г.

Создает фотогруппу в объединении «Октябрь», из которой впоследствии формируется группа «левых» фоторепортеров «Октябрь».

1931 г.

На выставке группы «Октябрь» в Москве показывает фотографии («Пионерка», «Пионер-трубач», «Лесопильный завод Вахтан»), ставшие поводом для обвинения художника в формализме.

1932 г.

Выходит из объединения «Октябрь», становится фотокорреспондентом по Москве издательства Изогиз.

1933 г.

Снимает строительство Беломорканала в Карелии.

1935 г.

Возвращается к живописи. Создает первые серии снимков, посвященные спорту.

1935—1938 гг.

Член жюри и художник-оформитель фотовыставок, член редколлегии журнала «Советское фото», входит в состав Президиума фотосекции Профсоюза кинофотоработников. Снимает спортивные парады на Красной площади.

1940 г.

Создает несколько серий снимков, посвященных цирку, которые должны были быть опубликованы в тематическом выпуске журнала «СССР на стройке», никогда не увидевшем свет.

1941—1942 гг.

Находится в эвакуации в городе Очер Пермской (Молотовской) области.

1943—1945 гг.

Занимает должность Главного художника Дома техники, участвует в оформлении выставок и альбомов, занимается живописью.

1945—1955 гг.

Участвует в оформлении альбомов («25 лет Казахской ССР», «300 лет воссоединения Украины с России», «Белинский» и др.), делает серию монографических плакатов для Госкультпросветиздата («Маяковский», «Леонардо да Винчи» и др.)

1951 г.

Исключен из Союза художников

1954 г.

Восстановлен в Союзе художников

3 декабря
1956 г.

Скончался в Москве.


Творчество


Александр Родченко родился в 1891 году в семье театрального бутафора. Его отец отнюдь не желал, чтобы сын пошел по его стопам, и всеми силами стремился дать мальчику «настоящую» профессию.

 В автобиографических записках Родченко вспоминал: «В Казани, когда мне было лет 14, я забирался на крышу летом и писал дневник в маленьких книжках, полный грусти и тоски от неопределенного своего положения, хотелось учиться рисовать, а учили на зубоврачебного техника…»

Будущий фотограф-авангардист успел даже два года поработать в технической протезной лаборатории Казанской зубоврачебной школы доктора О.Н. Натансона, но в возрасте 20 лет оставил занятия медициной и поступил в Казанскую художественную школу, а затем и в московское Строгановское училище, которое открыло ему путь к самостоятельной творческой жизни.

К фотографии Родченко обратился не сразу. В середине десятых годов XX века он активно занимался живописью, а его абстрактные композиции принимали участие во многих выставках.

Немного позже он проявил свой талант на новом поприще, приняв участие в оформлении кафе «Питтореск» в Москве, и на какое-то время даже отказался от живописи, обратившись к «производственному искусству» – течению, в крайней своей форме отрицавшему искусство и обращавшемуся сугубо к созданию утилитарных предметов.

 Кроме того, в конце десятых – начале двадцатых годов молодой художник много участвовал в общественной жизни: он стал одним из организаторов профсоюза художников-живописцев, служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро.

Первые шаги Родченко на ниве фотографии относятся к началу 20-х годов, когда он, в то время театральный художник и дизайнер, столкнулся с необходимостью фиксировать на пленку свои работы. Открыв новое для себя искусство, Родченко был им полностью очарован – правда, в фотографии, как и в живописи, он в то время больше интересовался «чистой композицией», исследуя, как влияют друг на друга расположенные на плоскости предметы.

 Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов. Работы Родченко печатались в журналах «Советское фото» и «Новый ЛЕФ», а Маяковский пригласил его для иллюстрирования своих книг. Фотомонтажи Родченко, использованные при оформлении издания поэмы Маяковского «Про это» (1923 г.) буквально стали началом нового жанра.

С 1924 года Родченко все чаще обращался к классическим областям фотографии – портрету и репортажу – однако и здесь неугомонный новатор не позволил сложившимся традициям диктовать себе условия. Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии.

В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.



 Большой вклад внес фотограф и в развитие жанра фоторепортажа – именно Александр Родченко первым применил многократную съемку человека в действии, которая позволяет получать собирательное документально-образное представление о модели. Фоторепортажи Родченко публиковались в целом ряде центральных изданий: газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель».

Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.

Например, фотографии, отснятые Родченко с крыш (верхний ракурс), настолько динамичны, что кажется, будто фигуры людей вот-вот начнут двигаться, а камера поплывет над городом, открывая захватывающую панораму – неудивительно, что первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) были опубликованы в журнале «Советское кино».

Примерно к этому же времени относится и дебют Родченко в качестве теоретика фотографии: с 1927 года в журнале «Новый ЛЕФ», членом редколлегии которого он являлся, художник начал публиковать не только снимки, но и статьи («К фото в этом номере», «Пути современной фотографии» и др.) Однако для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.

 Съемка строительства Беломорканала в 1933 действительно заставила Родченко во многом переосмыслить отношения искусства и реальности, которая казалась художнику все менее вдохновляющей. Именно в это время на фотографиях Родченко невиданные стройки социализма и новая советская действительность стали уступать место особому миру спорта и волшебной реальности цирка.

Последнему Родченко посвятил целый ряд уникальных серий – снимки должны были войти в специальный номер журнала «СССР на стройке». К сожалению, выпуск был подписан в печать за пять дней до начала Великой Отечественной войны и никогда не увидел свет.

В послевоенные годы Родченко много работал в качестве оформителя и вернулся к живописи, хотя по-прежнему нередко обращался к любимому жанру фоторепортажа. Его «нестандартное» творчество по-прежнему вызывало в официальных кругах определенные сомнения – закончились разногласия художника и власти в 1951 году исключением Родченко из Союза художников.

Впрочем, спустя всего три года, в 1954 году, художник был вновь восстановлен в этой организации. 3 декабря 1956 года Александр Родченко скончался в Москве от инсульта и был похоронен на Донском кладбище.

Фотоработы










| Теги: известные фотографы, о фото, Александр Родченко, фотограф
Просмотров: 1033 | Рейтинг: 5.0/1


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]